четверг, 19 июня 2008 г.

Софья Сергеевна Потресова.

выдержка из журнала Звезда:
"Софья Потресова, корректор издательства «Советский писатель», тянувшая с 1937-го «десятку» в сибирском лагере, — муж и ближайшие родственники тоже были арестованы — спасала душу тем, что записывала в толстой тетради любимые стихи, мало того, привлекала к этой затее и подруг по несчастью. Составили целую антологию — от Пушкина до Пастернака, почти четыреста страниц. Вот кто по-настоящему знал, помнил и сберегал пушкинский гений! Читатель бросился спасать литературу, как и она спасала читателя. В поисках стихов узнали о женщине, умиравшей от воспаления легких, которая сохранила в памяти стихи особо проклятого поэта — Николая Гумилева, записали и их, а заодно и выходили эту женщину, так что, получается, это Гумилев уберег ее от верной смерти.
Софья Сергеевна Потресова, освободившись, возвратилась в Москву, к детям, дожила до перестройки и сохранила заповедную тетрадь — памятник великой читательской любви. "
(Виталий Шенталинский)

Ну не было детей у СофьСергеевны! Не было! Попробую вспомнить.

9 комментариев:

Teo-rema комментирует...

Я с СофьСергеевной познакомилась случайно. Мы с мужем снимали комнату в большой московской коммуналке. И было это ужас как давно - в 1979 году.Мне, девочке из неглубокой, но провинции, такие люди раньше не попадались на пути. Даже и не знаю, с чего начать. Читала наизусть она великолепно! Гумилева и Блока знала почти наизусть. Как-то она решила посчитать, сколько поэтов она знает. То есть, для этого надо было знать с начала до конца хотя бы одно стихотворение. Получилось почти двести!

Teo-rema комментирует...

Жизнь? Она много рассказывала, но отрывкам, случайно, к слову. Отец - театральный критик Сергей Яблоновский. Детей несколько - Соня, Шура, кажется, Володя. Мариетта Шагинян о Соне и Шуре написала стихотворение, в Огоньке в девяностые годы я его видела, найду обязательно.

Teo-rema комментирует...

Один из ее братьев работал шофером в издательстве. Однажды ему надо было отвезти домой Асеева. Асеев с грустью жаловался, что никому он больше не нужен, что стихи его никто уже не помнит... СофьСергевнин брат стал читать Асееву его стихи и читал их всю дорогу.

Teo-rema комментирует...

СофьСергеевна кем только ни работала - макетчиком, сестрой милосердия, кажется, русский язык преподавала. В 1937 году посадили. За помощь детям врага народа, как она после реабилитации узнала. Когда арестовали ее подругу, подругин муж остался с двумя маленьми детьмя. СофьСергевна каждый месяц приносила им немного денег для детей. Сталинский санаторий прошла, ссылку на Алтай. В ссылке учителем в школе работала, немецкому детей учила.

Teo-rema комментирует...

Как-то убого получается, сбивчиво! Но... продолжим дальше.

Nata комментирует...

Вера,не сразу узнала твою страничку..ты удалила фотки?
обязательно продолжи..интересно..

Teo-rema комментирует...

Ссылку нашла. Софьсергевнин племянник пишет о дедушке.
http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/8507.php

Анонимный комментирует...

Spasibo, teo-rema , za etu stranicu! interesnye ljudi delajut i zhizn' interesnee.
(lotta stella)

Анонимный комментирует...

Значит, у С.В.Потресова (Яблоновского) было несколько детей, и все остались в Совдепии. А я интересуюсь их дальними родственниками, семьей А.Н.Потресова, который был, как будто, троюродным братом отца С.В.Потресова (так пишет В.А.Потресов).